Проверочный лист «Проверка соблюдения требований норм, устанавливающих режим рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ»

Для прохождения предпроверки по теме «Проверка соблюдения требований норм, устанавливающих режим рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ» положите перед собой следующие документы (при наличии) или их копии (при наличии), которые запросил бы реальный инспектор труда, а сейчас будет проверять Электронный инспектор:

- руководство по производству полетов (РПП);
- расписания движения воздушных судов;
- трудовые договоры работников со всеми изменениями и дополнениями к ним;
- сертификаты (свидетельства), предоставляющие право выполнения работы на борту воздушного судна в составе экипажа;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- коллективный договор (при наличии);
- положение об учете рабочего времени;
- локальные акты о дежурствах и резерве;
- локальный акт о разделении полетной смены на части;
- план учебных и (или) тренировочных полетов;
- документы об обязательном медицинском освидетельствовании (осмотре);
- задания на полет экипажей;
- летные книжки членов экипажа;
- табели учета рабочего времени;
- согласия работников на привлечение к сверхурочным работам;
- приказы о привлечении к сверхурочной работе;
- графики работы (сменности);
- график отпусков;
- иные документы (при наличии).

Перед ответом на вопрос Электронного инспектора убедитесь, что именно этот факт или обстоятельство отражены в ваших документах.

Этап 1.

Категория работников

*Далее по тексту проверочного листа – члены экипажа.

Этап 2.

Руководство по производству полетов (далее – РПП) и расписания движения воздушных судов

Этап 3.

Положения, регламентирующие режимы работы и отдыха членов экипажей*

*Эксплуатант разрабатывает положения, регламентирующие режимы работы и отдыха членов экипажей в соответствии с нормами Положения (утвержденного Приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. № 139), и включает РПП с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов летных и кабинных экипажей (далее – представители работников).

Этап 4.

Состав рабочего времени члена экипажа включает в себя:

*Период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ.

Этап 5.

Полетная смена включает в себя:

*Время процедур, связанных с прохождением предполетного медицинского, таможенного, пограничного контроля и оформлением полетной документации перед вылетом, исчисляемое с момента явки члена экипажа на вылет в соответствии с РПП до момента начала полетного времени.

**Время с начала запуска двигателя (двигателей) на воздушном судне перед взлетом до момента выключения двигателя (двигателей) после окончания полета – для самолетов и с момента начала вращения лопастей несущих винтов и до момента их полной остановки – для вертолетов.

Этап 6.

Продолжительность времени предполетной подготовки и послеполетных работ

*С учетом технологического графика подготовки конкретного типа воздушного судна к вылету и по прилету.

Этап 7.

Продолжительность полетного времени*

*На всех типах воздушных судов.

Этап 8.

Условия увеличения продолжительности полетного времени

Этап 9.

Увеличение продолжительности полетной смены в связи с непредвиденными обстоятельствами

*В том случае, если командиром воздушного судна не использовано право на увеличение продолжительности полетной смены или использование этого права не позволяет продолжить полет, командир воздушного судна может принять решение о завершении полетной смены и предоставлении ежедневного отдыха членам экипажа с предоставлением условий для отдыха. При этом продолжительность ежедневного отдыха, установленная пунктом 59 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. № 139, может быть уменьшена, но не менее чем до 10 часов с соответствующим увеличением ежедневного времени отдыха в базовом аэропорту непосредственно после окончания полетной смены.

Этап 10.

Условия увеличения продолжительности полетной смены при непредвиденных обстоятельствах

Этап 11.

Продолжительность полетной смены минимального состава экипажа, разрешенного руководством по летной эксплуатации данного типа воздушного судна при выполнении транспортных полетов*

*Продолжительность полетной смены минимального состава экипажа, разрешенного руководством по летной эксплуатации данного типа воздушного судна, устанавливается работодателем в зависимости от базового времени явки на вылет и количества посадок, запланированных заданием на полет.

При этом базовым временем следует считать местное время аэропорта постоянного места работы члена экипажа (далее – базовый аэропорт) или внебазового аэропорта, если член экипажа находится во внебазовом аэропорту 48 часов и более.

Этап 12.

Разделение полетной смены члена экипажа при выполнении полетов минимальным составом экипажа*

*Разделение полетной смены на части при выполнении полетов увеличенным составом экипажа не допускается.

Этап 13.

Условия разделения полетной смены члена экипажа на части

*Принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации (при наличии).

Этап 14.

Продолжительность полетной смены увеличенного состава экипажа* при выполнении транспортных полетов

*Увеличенный состав экипажа – дополнительные члены экипажа, введенные для выполнения функций члена экипажа в полете на время регламентированного технологического перерыва. Количество дополнительных членов кабинного экипажа устанавливается в РПП и зависит от продолжительности полетной смены и количества посадок; типа воздушного судна; видов обслуживания пассажиров по классам, предусмотренным в полете (первый, бизнес-класс, экономический).

**Продолжительность полетной смены увеличенного состава летного экипажа устанавливается работодателем в зависимости от числа дополнительных членов летного экипажа и количества посадок, запланированных заданием на полет.

Этап 15.

Условия выполнения полетов увеличенным составом экипажа

Этап 16.

Время регламентированного технологического перерыва при выполнении полетов увеличенным составом экипажа

Этап 16.1.

Продолжительность полетной смены члена летного экипажа при выполнении авиационных работ

Этап 16.2.

Продолжительность полетной смены члена летного экипажа при выполнении авиационно-химических работ

Этап 16.3.

Продолжительность полетного времени при полетах с применением высокотоксичных и ядовитых веществ (чрезвычайно опасных, высокоопасных)

Этап 16.4.

Предельное количество посадок в течение полетной смены для члена летного экипажа при выполнении авиационно-химических работ

Этап 16.5.

Разделение полетной смены на части при выполнении авиационно-химических работ

Этап 16.6.

Условия разделения полетной смены на части при выполнении авиационно-химических работ

*Принятого с учетом мнения представителей работников (при наличии).

Этап 16.7.

Непрерывное пребывание члена летного экипажа на оперативной точке при выполнении авиационно-химических работ

*Если сроки непрерывного пребывания члена летного экипажа на оперативной точке превышают нормы, то повторное направление члена экипажа на оперативную точку допускается не ранее чем через 7 календарных дней нахождения в месте постоянной работы.

Этап 16.8.

Полетное время при раскатке токоведущих проводов

Этап 16.9.

Полетное время при трелевке древесины на внешней подвеске, при выполнении строительных и монтажных работ, при выполнении гравиметрической съемки с посадками на лед

Этап 16.10.

Полетное время при перевозке грузов на внешней подвеске*, при отстреле диких животных с воздуха

*Для завершения полетной смены с грузом на внешней подвеске допускается увеличение полетного времени на один час.

Этап 16.11.

Полетное время при выполнении аэровизуальных, съемочных, поисковых, аварийно-спасательных работ, радиационной разведки местности, полетов на морские (плавучие) буровые установки

Этап 16.12.

Полетная смена при перегонке воздушного судна в ремонт, из ремонта на оперативную точку, с оперативной точки на базу

Этап 16.13.

Непрерывное пребывание члена летного экипажа на оперативной точке при выполнении авиационных работ

*Если сроки непрерывного пребывания члена летного экипажа на оперативной точке превышают нормы, то повторное направление члена экипажа на оперативную точку допускается не ранее чем через 7 календарных дней нахождения в месте постоянной работы.

Этап 16.14.

Кратковременные перерывы членов летного экипажа при выполнении авиационных работ

*При этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом для отдыха и приема пищи.

Этап 16.15.

Еженедельный непрерывный отдых члена летного экипажа при выполнении авиационных работ

Этап 17.

Время работы члена экипажа на земле между полетными сменами включает:

Этап 18.

Время начала и окончания работы на земле при прохождении предварительных подготовок к полетам, разборов полетов, профессиональной учебы, тренировках на тренажерах, проверке знаний, оформлении полетной и другой служебной документации, изучении документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полетов, при выполнении иных трудовых обязанностей, не связанных с выполнением задания на полет

Этап 19.

Привлечение членов экипажа к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены

*Отдых устанавливается согласно пунктам 55, 56, 57, 59 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. № 139.

Этап 20.

Время пребывания на дежурстве и в резерве

Этап 21.

Учет времени пребывания на дежурстве и в резерве

*Но не включается в продолжительность полетной смены.

Этап 22.

Условия назначения в резерв и дежурства

Этап 23.

Время работы на земле при ожидании вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами и при задержке вылета

*Во время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами не включается время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием.

Этап 24.

Обязательное медицинское освидетельствование, медицинские осмотры (по предписанию врача) членов экипажа

Этап 25.

Включение времени перемещения (перелета или переезда) члена экипажа в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя в рабочее время

Этап 26.

Рабочее время члена экипажа, перемещенного в качестве пассажира

*Если указанной продолжительности полетной смены недостаточно для выполнения задания на полет, то задание на полет может быть выполнено только после предоставления члену экипажа ежедневного отдыха в соответствии с пунктами 55, 56, 57, 59 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. № 139.

Этап 27.

Рабочее время при выполнении учебных и (или) тренировочных полетов

Этап 28.

Заходы на посадку при выполнении учебных и (или) тренировочных полетов

Этап 29.

Рабочее время и время отдыха при перегонке воздушного судна с неисправностями

Этап 30.

Отдых между полетными сменами члена экипажа при перегонке воздушного судна с неисправностями

Этап 31.

Суммированный учет рабочего времени членов экипажа

*Для подробной проверки особенностей порядка установления и применения суммированного учета рабочего времени обратитесь к проверочному листу «Проверка соблюдения требований по организации суммированного учета рабочего времени».

Этап 32.

Нормальная продолжительность рабочего времени при отсутствии суммированного учета рабочего времени*

*Член летного экипажа имеет право отказаться от дальнейшего выполнения трудовых обязанностей, когда он настолько утомлен, что это может неблагоприятно повлиять на безопасность полета, в порядке, установленном в РПП.

Этап 33.

Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа

Этап 34.

Введение суммированного учета рабочего времени

Этап 35.

Продолжительность учетного периода

Этап 36.

Условия введения суммированного учета рабочего времени с учетным периодом – квартал

*Выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов летных и кабинных экипажей.

Этап 37.

Графики работы членов экипажей

Этап 38.

Разработка графиков работы членов экипажа

*В случае производственной необходимости допускается изменение графиков работы с учетом мнения представителей работников, при этом указанные изменения доводятся до сведения работников не позднее чем за пять дней до введения их в действие.

Этап 38.1.

Учет мнения представителей работников при составлении графиков работы

Этап 39.

Сверхурочные работы*

*Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ.

**Член экипажа освобождается от выполнения трудовых обязанностей, если он отработал установленную норму рабочего времени в учетном периоде.

Этап 40.

Условия привлечения к сверхурочным работам в случаях, предусмотренных п. 1-5 ст. 99 ТК РФ

Этап 41.

Условия привлечения к сверхурочным работам в иных случаях

*С учетом мнения представителей работников (при наличии).

**Полетов, связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузов и почты.

Этап 42.

Продолжительность сверхурочных работ для членов экипажа

*При этом продолжительность полетной смены с учетом времени сверхурочных работ не может превышать максимально допустимую продолжительность полетной смены, установленную пунктами 16, 17 и 41 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. № 139 (далее – Положение). Исключением являются случаи, предусмотренные пунктом 39 Положения.

Этап 43.

Обеспечение работодателем ведения учета рабочего времени и времени отдыха записей членам экипажей

Этап 44.

Виды отдыха членов экипажа*:

*Отдыху члена экипажа соответствует непрерывный период времени на земле, в течение которого член экипажа свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Этап 45.

Ежедневный отдых членов экипажа*

*Отдыху ежедневному (отдых между полетными сменами) соответствует непрерывный период времени, предоставляемый члену экипажа для восстановления работоспособности после выполнения очередной полетной смены.

Этап 46.

Продолжительность отдыха между полетными сменами при разнице во времени по всемирно-скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами 4 часа и более

Этап 47.

Время отдыха после возвращения в базовый аэропорт после пребывания в часовых поясах с разницей во времени по всемирно-скоординированному времени с базовым аэропортом 4 часа и более в течение 48 часов и более

Этап 48.

Увеличение продолжительности отдыха между полетными сменами, в случае если дорожное время во внебазовом аэропорту превышает 60 минут

Этап 49.

Предоставление членам экипажа условий для отдыха при плановых ранних вылетах и поздних прилетах (с 22:00 до 06:00) в базовом аэропорту

Этап 50.

Сокращенная продолжительность ежедневного отдыха

*При наличии представителей работников в организации.

Этап 51.

Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

*Еженедельный непрерывный отдых должен предоставляться, как правило, в месте постоянного проживания и включать две местных ночи по местному времени базового аэропорта.

**При этом к ночным полетным сменам относятся смены, 50 процентов и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22:00 до 06:00.

Этап 52.

Оформление еженедельного непрерывного отдыха (выходных дней) в месте фактического нахождения члена экипажа при длительном ожидании вылета (трое суток и более) во внебазовых аэропортах (на оперативной точке)

Акт о результатах самопроверки

«Проверка соблюдения требований норм, устанавливающих режим рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ»

Сервисом «Электронный инспектор» проверено соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении {{company}}.

Дата самопроверки:
Продолжительность самопроверки:

Нарушений не выявлено

Акт о результатах самопроверки

«Проверка соблюдения требований норм, устанавливающих режим рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ»

Сервисом «Электронный инспектор» проверено соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении {{company}}.

Дата самопроверки:
Продолжительность самопроверки:

Выявлены следующие нарушения обязательных требований:

Рекомендации: