Организацией в порядке организованного набора был заключен срочный трудовой договор с гражданкой Узбекистана или Таджикистана. В период действия трудового договора сотрудница забеременела. Обязан ли работодатель предоставить ей отпуск по беременности и родам?

Ответ:

Да, работодатель обязан предоставить беременной сотруднице из Узбекистана, принятой на работу в порядке организованного набора, отпуск по беременности и родам. Исключением из этого правила является только случай, когда гражданка Узбекистана является высококвалифицированным специалистом, временно пребывающим в России. Отпуск по беременности и родам будет полагаться гражданке Таджикистана в том случае, если она будет являться постоянно или временно проживающей на территории Российской Федерации, а также временно пребывающей в Российской Федерации.

Основанием для предоставления указанного отпуска является листок нетрудоспособности (так называемый больничный лист).

Беременная женщина при этом имеет право на получение пособия по беременности и родам при условии уплаты за нее работодателем страховых взносов в не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска по беременности и родам.

 

Правовое обоснование:

Набор граждан Узбекистана или Таджикистана и их привлечение к трудовой деятельности на территории РФ могут осуществляться в организованном порядке. Общие правила такого трудоустройства установлены Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 05.04.2017) (далее – Соглашение от 05.04.2017), а также Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 17.04.2019) (далее – Соглашение от 17.04.2019).

В соответствии со ст. 10 Соглашения от 05.04.2017 трудящиеся-мигранты имеют права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Трудящиеся-мигранты имеют право на социальное страхование (кроме обязательного медицинского) и пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами, участниками которых являются государства Сторон.

В соответствии с ч. 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на иностранных граждан, работающих в РФ.

Часть 1 ст. 327.1 ТК РФ также устанавливает, что на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.

В соответствии со ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, (за исключением иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»):

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договорам авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»);

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

На основании п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 названного Федерального закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.

Согласно п. 1 «Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации» (утв. Приказом Минздрава России от 23.11.2021 № 1089н), листок нетрудоспособности формируется в форме электронного документа, а также выдается в форме документа на бумажном носителе лицам, работающим по трудовым договорам, в связи с беременностью и родами, постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам, а также иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Вы получили ответ на заданный вопрос