Вопрос № 46525 от 07.04.2015 09:26
Светлана Иванова

Создание специального рабочего места для инвалида

С ответом
  
Добрый день! I. Сколько времени по закону есть у работодателя с момента направления центром занятости инвалида до момента приема на работу? Ведь иногда, для создания рабочего места требуется достаточно много времени - установить пандус, расширить проходы, установить доп. оборудование, которое к тому же нужно еще и купить.. Правильно ли я понимаю регламентацию данного процесса по этапам: 1. ЦЗ направляет инвалида 2. Работодатель изучает ИПР и составляет план мероприятий о создании раб. места 3. когда раб. место готово – работодатель информирует ЦЗ и инвалида о готовности принять на работу? или как? II. Каким образом работодатель может организовать парковочное место, если офис арендуется, свободного парковочного пространства нет? Заранее благодарю за ответ!

Ответ


1. Порядок приема на работу инвалида, направленного центром занятости, не предусмотрен действующим федеральным законодательством. Однако на региональном уровне такой порядое может быть урегулирован законодательством субъекта РФ.
Однако на основании действующего законодательства работодатель должен оборудовать работнику-инвалиду рабочее место в соответствии с Приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н, а также создать ему условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, работодатель может допустить к работе такого работника после проведения всех указанных мероприятий. Кроме того, работодатель может заключить трудовой договор с таким работником, но при этом в трудовом договоре может быть указана дата начала работы, который наступит после проведения всех указанных мероприятий.
Рекомендуем Вам обратиться с данными вопросами также в территориальный орган службы занятости населения.
2. Вопрос по поводу парковочного места не относится к компетенции Роструда.


Правовое обоснование


Согласно ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
В силу ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее — Закон № 181-ФЗ) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
В соответствии ст. 24 Закона № 181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Приказ Минтруда России от 19.11.2013 N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности".
В силу ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.
В соответствии с п.5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государственная служба занятости населения включает:
1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
3) государственные учреждения службы занятости населения.
На основании ч. 2 ст. 15 вышеуказанного закона деятельность государственной службы занятости населения направлена, в том числе:
на разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под рискомвольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.