Вопрос № 214200 от 21.01.2025 13:11
Людмила Ситникова

Действия по охране труда при реорганизации

С ответом
  
Добрый день! В нашей компании проводится реорганизация в форме присоединения к управляющей компании новых филиалов, которые ранее являлись отдельными юридическими лицами. В связи с этим просим разъяснить следующие вопросы: 1. Специальная оценка условий труда (СОУТ): 1.1. Правильно ли мы понимаем, что проведение новой СОУТ для рабочих мест присоединяемой организации не требуется, если условия труда и характер рабочих мест остаются неизменными? 1.2. Будет ли достаточно приложить приказ о реорганизации для подтверждения того, что рабочие места присоединенной организации становятся рабочими местами управляющей компании? 1.3. Необходимо ли составлять акт или иное решение комиссией по проведению СОУТ о признании рабочих мест присоединяемой организации рабочими местами управляющей компании? 2. Обучение и инструктажи по охране труда: 2.1. Требуется ли повторное обучение сотрудников присоединяемой организации по охране труда (как в стороннем учебном центре, так и внутри компании) в связи с реорганизацией? 2.2. Требуется ли проведение инструктажей по охране труда для сотрудников присоединяемой организации в связи с реорганизацией? Если да, то какие именно инструктажи необходимо провести (вводный, повторный или внеплановый)? 3. Документация и ознакомление работников: 3.1. Нужно ли переделывать всю документацию по охране труда (включая приказы, положения, инструкции и другие локальные нормативные акты) в связи с изменением наименования юридического лица? 3.2. Требуется ли повторное ознакомление сотрудников присоединяемой организации с локальными нормативными актами по охране труда, действующими в управляющей компании? Заранее благодарим за разъяснения!
Ответ:
1.1.Правильно.
1.2. Будет достаточно.
1.3. Не требуется.
2.1. Не требуется.
2.2. Не требуется.
3.1. Нет. Если произошла реорганизация без изменения технологического процесса, при этом не изменились наименования должностей, должностные обязанности и условия труда, то не требуется переоформлять инструкции по охране труда и иную документацию.
3.2. Повторное не требуется.

 

Правовое обоснование:

Согласно п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ), согласно которому специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований названного Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 указанной статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 названой статьи.

Согласно п. 61 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 (далее - Правила), внеплановое обучение работников требованиям охраны труда должно быть организовано в случаях, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 50 Правил, в течение 60 календарных дней со дня их наступления, если иное не определено требованием должностных лиц федеральной инспекции труда при установлении несоответствия программы обучения требованиям охраны труда, установленным в нормативных правовых актах.
В силу п. 50 Правил актуализация программ обучения требованиям охраны труда осуществляется в следующих случаях:
а) вступление в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
б) ввод в эксплуатацию нового вида оборудования, инструментов и приспособлений, введение новых технологических процессов, а также использование нового вида сырья и материалов, требующих дополнительных знаний по охране труда у работников;
в) требование должностных лиц федеральной инспекции труда, а также работодателя при установлении несоответствия программы обучения требованиям охраны труда требованиям охраны труда, содержащимся в нормативных правовых актах;
г) изменения в эксплуатации оборудования, технологических процессов, использовании сырья и материалов, должностных (функциональных) обязанностей работников, непосредственно связанных с осуществлением производственной деятельности, влияющих на безопасность труда.