Вопрос № 213010 от 24.12.2024 14:34
Альбина Шершнева

Специальная оценка условий труда

С ответом
  
При расследовании несчастного случая с участием государственного инспектора труда было выявлено нарушение в части отсутствия ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда непосредственно в карте спецоценки. Между тем работник трудоустроен в 2021 года, а спецоценка проводилась в 2019 году, это означает что он не участвовал в спецоценке и не может быть ознакомлен с картой. Кроме того информация об условиях труда прописаны в трудовом договоре, но государственный инспектор утверждает что этого недостаточно, и нужно ознакомиться именно с картой. В настоящее время нет ни одной статьи в Трудовом кодексе, которая бы вменяла в обязанность работодателю ознакамливать вновь принятых работников с результатами специальной оценки условий труда. Есть требование информировать и ознакамливать работников с условиями труда, а не с результатами специальной оценки условий труда. Прошу дать правовую оценку действиям государственного инспектора труда?

Ответ:
Действия государственного инспектора труда правомерны. Работодатель обязан ознакамливать всех работников с результатами специальной оценки условий труда (СОУТ) (в которые включаются также карты СОУТ) в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Правовое обоснование:
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);
7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда;
10) замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (при наличии).
 Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (ч. 5 ст. 15 вышеуказанного 426-ФЗ).