Вопрос № 200643 от 08.06.2024 10:12
Даниил Волынко

Конфликт интересов

С ответом
  
В областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения работают: 1. Заместитель главного врача по экономическим вопросам - жена 2. Заведующий хозяйством - муж 3. Заместитель главного врача по хозяйственным вопросам - иной человек 4. Юрисконсульт - иной человек 5. Специалист отдела кадров - иной человек Руководителем организации было дано поручение юрисконсульту, специалисту отдела кадров и заместителю главного врача по экономическим вопросам проанализировать работу заместителя главного врача по хозяйственным вопросам и заведующего хозяйством, и дать письменный ответ на поручение. Впоследствии, ставка заместителя главного врача по хозяйственным вопросам должна быть сокращена и сотрудник должен быть уволен 1 августа 2024 года. Заместитель главного врача по экономическим вопросам - жена однократно назначалась исполняющим обязанности руководителя в 2024 году на 7 дней. Заместитель главного врача по хозяйственным вопросам - иной человек имеет более высокую квалификацию, чем Заведующий хозяйством - муж. Вопрос 1. Можно ли говорить о том, что Заместитель главного врача по экономическим вопросам - жена могла оказать влияние или способствовала тому, что Заведующий хозяйством - муж остался в штате и продолжит трудиться? Вопрос 2. В указанном случае может ли иметь место конфликт интересов? Вопрос 3. Может ли быть личная заинтересованность у Заместителя главного врача по экономическим вопросам - жены в том, чтобы Заведующий хозяйством - муж остался на работе?

Ответ:
Трудовой кодекс РФ понятие «конфликт интересов» распространяет только на работников госкорпораций, публично-правовой компаний и государственных компаний. Для учреждений данное понятие неактуально.
При этом совместная работа супругов не названа в Трудовом кодексе РФ в качестве основания для расторжения трудового договора с одним из них или обоими родственниками либо перевода одного из них по инициативе работодателя.
Проведение анализа о наличии/отсутствии конфликта интересов не входит в компетенцию Роструда.

Правовое обоснование:
В соответствии со ст. 349.1 Трудового кодекса РФ работник государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, обязан сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Для целей ТК РФ используется понятие «конфликт интересов», установленное законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в указанном Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 статьи 10 вышеуказанного 273-ФЗ под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10 вышеуказанного 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10 вышеуказанного 273-ФЗ, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
1)  на государственных и муниципальных служащих;
2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.