Вопрос № 177013 от 01.03.2023 10:45
Елена Дудникова

Проведение СОУТ при изменении наименования должности в штатном расписании

С ответом
  
В апреле 2022 года на нашем предприятии была проведена специальная оценка условий труда. В июле того же года в штатное расписание были внесены изменения в части изменения названия нескольких должностей связанные с с изменением организационной структуры предприятия. А именно: отдел маркетинга и закупок был разделён на два отдела: отдел маркетинга и отдел снабжения. Соответственно были изменены наименования должностей работников и внесены корректировки в их должностные инструкции. Должность начальника отдела маркетинга и закупок была переименована в начальник отдела маркетинга, заместителя начальника отдела маркетинга и закупок в начальник отдела снабжения, менеджера по закупкам отдела маркетинга и закупок в менеджера по закупкам отдела снабжения. Так же должность специалиста по кадровому делопроизводству в штатном расписании была заменена на должность начальник отдела кадров с внесением изменений в должностную инструкцию. При этом рабочие места работников, занимающих вышеуказанные должности, не изменились (работники продолжили работать в тех же кабинетах, за теми же компьютерами). Основываясь на положениях п. 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.04.2016 г. № 15-1/ООГ-1635 нами было принято решение о непроведении внеплановой специальной оценке условий труда и оформлены соответствующие протоколы заседания комиссии по СОУТ. В качестве правового обоснования опирались на ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", которая гласит: "В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных п. п. 3 - 5 и 7 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона N 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией". А так же на том, что по нашему мнению данные рабочие места не относятся к вновь организованным рабочим местам на основании Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.04.2016 г. № 15-1/ООГ-1635, которое даёт чёткое определение вновь организованного рабочего места: "Вновь организованное рабочее место - это рабочее место, которое было организовано при создании юридического и физического лица, а также организованное по завершении строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий". На основании вышеизложенного просим Вас дать ответ на следующие вопросы: 1) Правомерны ли наши действия? 2) Требуется ли при вышеуказанных обстоятельствах проведение внеплановой СОУТ? 3) Требуется ли проведение внеплановой СОУТ при изменении наименования должности, если условия труда на рабочем месте не изменились, но изменились должностные обязанности, код по классификатору и категория работ (специалист, руководитель)? 3) Является ли изменение должности в штатном расписании организацией рабочего места?

Ответ:
Не является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда переименование должности и изменение должностных обязанностей  при условии сохранения условий труда на рабочих местах. 

Правовое обоснование:
Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ), согласно которому специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований названного Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 указанной статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 названой статьи.
В случае реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться.