Вопрос № 157788 от 29.11.2021 08:18
Наталия Силина

* Сертификаты вакцинации, медотводы

С ответом
  
Здравствуйте. 1. Должен ли работодатель получить письменное согласие работника на обработку специальной категории его персональных данных – медицинских документов, предъявляемых после вакцинации против COVID-19, тестирования на COVID-19 или медотвода от вакцинации против COVID-19, содержащих в том числе QR код (далее - медицинские документы)? 2. Требуется ли получать от работника письменное согласие на обработку персональных данных в случае, если работодатель не берет у работника на хранение бумажные копии медицинских документов, а только обозревает их, проверяет действие QR кода и фиксирует (записывает и хранит) в своих учетных данных номер медицинского документа и срок его действия? 3. Можно ли считать, что работник, добровольно предоставивший работодателю медицинские документы на обозрение и (или) хранение в бумажном виде, подтвердил свое согласие на обработку работодателем персональных данных и в этом случае можно не получать от работника письменное согласие на обработку персональных данных?

Ответ:

Согласно п. 1 ч.1 ст. 86 ТК РФ обработка персональных данных работника может осуществляться работодателем исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.

При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования: не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ст.88 ТК РФ).

В таких условиях, например, согласие работника на передачу работодателем органам власти субъекта РФ его персональных данных в части информации о вакцинации против короновируса, наличия антител IgG, снилс, номера полиса омс и т.п. не требуется.

Сведения о проведенной вакцинации, медицинских противопоказаниях к ней, перенесенном заболевании, отражаются в Медицинском сертификате о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) илия медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), далее – Сертификат, или (за исключением сведений о перенесенном заболевании) в Справке о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации, далее - Справка, формы которых утверждены Приказом Минздрава России от 12.11.2021 г. №1053н, зарегистрированном в Минюсте России 15.11.2021 г. №65824.

Таким образом, в случае если в установленные главным санитарным врачом соответствующего субъекта сроки работник не представит работодателю Сертификат или Справку по вышеуказанной форме, подтверждающий проведенную обязательную вакцинацию, работодатель отстраняет работника от работы без сохранения заработной платы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса.

Принимая во внимание наличие у работодателя законного полномочия по отстранению работника от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса при отсутствии профилактической прививки, правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) может быть предусмотрен запрет на доступ к рабочим местам работников, которые приказом работодателя были отстранены от работы по причине отсутствия прививки. Таким образом, прописанный в ПВТР порядок доступа к рабочим местам в организации при предъявлении QR-кода или Справки, подтверждающих вакцинацию работника, не будет противоречить действующему трудовому законодательству.  

 

 

Правовое обоснование:

Согласно п. 1 ст. 49, пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностными лицами, уполномоченными в соответствии с указанным федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 указанного федерального закона, наделяются следующими полномочиями:

при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Указанные полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ и приказом Минздрава № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (приложение №2 «Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям»).

Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет:

запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Согласно п. 1 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (п. 5.11 вышеуказанного Положения).