Вопрос № 157764 от 27.11.2021 22:58
Илья

*Пропуск на работу при наличии qr-кода о вакцинации/перенесенной болезни/отрицательном ПЦР-тесте

С ответом
  
Добрый день. Наш работодатель тестирует пропускную систему с ограничениями для входа, ниже выдержка из письма: Эпидемиологическая ситуация в Москве и регионах продолжает быть напряженной. Мы работаем удаленно насколько это возможно и посещаем офис в условиях острой необходимости, но так как наш бизнес работает в режиме 24/7, то в наших офисах и ЦОДах ежедневно присутствуют те сотрудники, работа которых не может быть удаленной и наша задача – максимально обезопасить друг друга от распространения коронавирусной инфекции. С 25 ноября 2021 года мы начинаем тестировать пропускную систему на площадках. Вы не сможете попасть на эти площадки, если на внутреннем портале в вашей личной карточке не будет загружен один из документов: Сертификат или код о прохождении вакцинации (срок действия 1 год); Справка освобождение от вакцинации в результате болезни с больничным листом (срок действия 6 месяцев от даты выдачи документа); Справка или код о наличии антител в результате болезни без больничного листа или по окончанию срока действия справки после болезни (срок действия 3 месяца от даты выдачи документа); Медотвод (индивидуальный срок действия со дня выдачи документа с подписью и печатью); ПЦР (срок действия справки – 72 часа с момента выдачи документа). ПЦР тестирование осуществляется работником самостоятельно, без компенсации расходов работодателем. Вопрос - правомочны ли действия работодателя, как рассматривать не допуск к рабочему месту как отстранение от работы или самоуправство, приказов о том что работают только те кто предоставил выше указанные документы до нас не доводили, дополнительные данные на указанном портале я не размещал, обязательной вакцинации для инженерного состава нашего предприятия(эксплуатация систем кондиционирования ЦОД) насколько я знаю нет.

Ответ:

Сведения о проведенной вакцинации, медицинских противопоказаниях к ней, перенесенном заболевании, отражаются в Медицинском сертификате о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) илия медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), далее – Сертификат, или (за исключением сведений о перенесенном заболевании) в Справке о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации, далее - Справка, формы которых утверждены Приказом Минздрава России от 12.11.2021 г. №1053н, зарегистрированном в Минюсте России 15.11.2021 г. №65824.

Таким образом, в случае если в установленные главным санитарным врачом соответствующего субъекта сроки работник не представит работодателю Сертификат или Справку по вышеуказанной форме, подтверждающий проведенную обязательную вакцинацию, работодатель отстраняет работника от работы без сохранения заработной платы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса.

Что касается допуска на работников на территорию организации в зависимости от наличия/отсутствия вакцинирования, то необходимо отметить, что вопросы допуска работника к рабочему месту регулируются утверждаемыми работодателем правилами внутреннего трудового распорядка (ст.189-190 Трудового кодекса).

Принимая во внимание наличие у работодателя законного полномочия по отстранению работника от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса при отсутствии профилактической прививки, правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) может быть предусмотрен запрет на доступ к рабочим местам работников, которые приказом работодателя были отстранены от работы по причине отсутствия прививки. Таким образом, прописанный в ПВТР порядок доступа к рабочим местам в организации при предъявлении QR-кода или Справки, подтверждающих вакцинацию работника, не будет противоречить действующему трудовому законодательству.  

 

 

Правовое обоснование:

Согласно п. 1 ст. 49, пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностными лицами, уполномоченными в соответствии с указанным федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 указанного федерального закона, наделяются следующими полномочиями:

при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Указанные полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ и приказом Минздрава № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (приложение №2 «Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям»).

Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет:

запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда).

При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.

Статья 391 ТК РФ устанавливает, что непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника.

Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Согласно ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется); справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.