Вопрос № 156275 от 28.10.2021 12:14
Марина Сторожкова

оценка профессиональных рисков

С ответом
  
Добрый день? Нужно ли проводить оценку профессиональных рисков на рабочих местах, где нет вредных условий труда (офисные работники).

Ответ:

За отсутствие оценки уровней профессиональных рисков работодатель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, поскольку проведение указанной оценки является обязательным для работодателя и установлено трудовым законодательством (раздел X ТК РФ. Охрана труда).

 

Правовое обоснование:

Согласно статье 209 ТК РФ профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Из части второй статьи 212 ТК РФ следует, что работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н утверждено типовое положение о системе управления охраной труда (далее – Положение).

Порядок реализации процедуры управления профессиональными рисками установлен пунктами 33-39 Положения.

В силу пункта 33 Положения с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:

а) выявление опасностей;

б) оценка уровней профессиональных рисков;

в) снижение уровней профессиональных рисков.

Пунктом 38 Положения установлено, что при описании процедуры управления профессиональными рисками работодателем учитывается следующее:

а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;

б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;

в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;

г) процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;

д) эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.