Вопрос № 135087 от 05.08.2020 11:28
Наталья Качурина

Продление срока действия результатов СОУТ

С ответом
  
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ «О СОУТ») специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В 2015 году АО «АТС» провело несколько процедур специальной оценки условий труда, по результатам которых были подготовлены Отчеты о проведении СОУТ, а Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда направлены в ГИТ г. Москвы. Согласно позиции, отраженной в письме Минтруда России от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968, (далее – письмо Минтруда) по истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 11 ФЗ «О СОУТ», к которым относятся: несчастный случай на производстве с работником, занятым на рабочем месте или выявление профессионального заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо выявление нарушения государственных нормативных требований охраны труда, срок действия декларации и результатов специальной оценки условий труда считается продленным на следующие пять лет. Указанные обстоятельства на рабочих местах, в отношении которых была проведена специальная оценка условий труда, в организации отсутствуют. Также согласно письму Минтруда на таких рабочих местах документального подтверждения срока продления декларации и срока проведения очередной плановой (повторной) специальной оценки условий труда не требуется, то есть продление осуществляется автоматически без необходимости оформления каких-либо документов. Кроме того, при проведении специальной оценки условий труда в 2015 году в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в Отчет о проведении специальной оценки условий труда не были включены обязательные в настоящее время результаты СОУТ, предусмотренные п. 3-8 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О СОУТ», в том числе карты специальной оценки условий труда, сводная ведомость специальной оценки условий труда и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда. В связи с изложенным просим Вас подтвердить указанную позицию Минтруда в отношении продления срока действия декларации и результатов специальной оценки условий труда, а также просим разъяснить порядок выполнения организацией требований, указанных в ч. 5 и ч. 6 ст. 15 ФЗ «О СОУТ», в связи с тем, что в рамках специальной оценки условий труда в 2015 году часть обязательных в настоящее время документов не оформлялась, в том числе уточнить: - достаточно ли в качестве предусмотренного ч. 5 ст. 15 ФЗ «О СОУТ» ознакомления работника, принятого на рабочее место, в отношении которого СОУТ была проведена в 2015 году, заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, содержащего сведения об условиях труда на его рабочем месте по результатам проведенной специальной оценки условий труда; - является ли при вышеизложенных обстоятельствах отсутствие на официальном сайте организации сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в 2015 году и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников в 2015 году нарушением требований ч. 6 ст. 15 ФЗ «О СОУТ», учитывая, что у работодателя отсутствовала и отсутствует в настоящее время возможность размещения требуемых сведений (ввиду отсутствия требования об их наличии на момент проведения СОУТ).

Ответ:
По общему правилу плановую спецоценку условий труда нужно провести не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки. Одним из исключений из данного правила является продление действия спецоценки на пять лет. Такое продление осуществляется, если на рабочих местах, указанных в декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в период действия декларации не было несчастных случаев, не выявлено профзаболеваний и т. д.
В указанных случаях декларация продлевается автоматически; никаких действий работодателю для этого осуществлять не нужно.
Вновь принимаемые работники на рабочее место, в отношении условий труда которого была ранее проведена специальная оценка условий труда, а также временно переведенные работники должны быть под роспись ознакомлены с результатами такой специальной оценки условий труда (с картой специальной оценки условий труда на их рабочем месте).
Способ ознакомления работников с отчетом о спецоценке законодательством не регулируется. Ознакомить их можно, например, путем предложения работникам поставить подпись в специальном листе ознакомления, составленном в произвольной форме, в специальном журнале или в трудовом договоре.
Если у работодателя есть свой официальный сайт, то он обязан размещать на нем сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
Работодатель вправе не размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" результаты специальной оценки условий труда только в случае отсутствия у него своего сайта. Других исключений законодательством не предусмотрено.


Правовое обоснование:
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Исходя из ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Часть 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ устанавливает, что в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 названного Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ в случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 названной статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.