Вопрос № 117399 от 11.12.2019 09:30
Елена Белоусова

Работа по двум трудовым книжкам одновременно

С ответом
Добрый день! Человек работает в двух организациях одновременно и по двум трудовым книжкам. Устроен в двух организациях как по основному месту работы. Чтo гpoзит работнику, тpyдoycтpoeннoмy в oбeих организациях нa ocнoвнoм мecтe paбoты и какую ответственность понесет работодатель? Можно ли уволить данного работника?

Ответ:
Нормами действующего законодательства не предусмотрено наличие у работника двух действующих трудовых книжек. Законом не предусмотрена также возможность работника работать у нескольких работодателей по основному месту работы. Работодатель обязан урегулировать трудовые отношения с работником, приведя условия трудового договора в соответствие с нормами Трудового кодекса РФ. Один из работодателей должен предложить работнику перейти на работу на условиях совместительства путем изменения условий трудового договора на основании либо прекратить трудовые отношения с другим работодателем.
Оснований для увольнения работника по инициативе работодателя в данном случае не имеется.
Ответственности для работника в описанной ситуации не установлено.
Работодатель также не будет привлечен к административной ответственности при наличии у него трудовой книжки работника и отсутствии информации о наличии второго основного места работы.


Правовое обоснование:
Статья 65 Трудового кодекса РФ устанавливает перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу. Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 65 ТК РФ трудовая книжка должна быть предъявлена работником во всех случаях поступления на работу, за исключением случаев, когда работник поступает на работу впервые или на условиях совместительства.
По письменному заявлению лица, поступающего на работу, работодатель обязан оформить новую трудовую книжку, если трудовая книжка утрачена, повреждена или указана иная причина отсутствия трудовой книжки (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) (ч. 5 ст. 65 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно п. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (далее - Правила), трудовая книжка ведется работодателем по месту основной работы работника.
Изменение условий трудового договора, определенных сторонами, допускается на основании ст. ст. 72 и 74 ТК РФ.
Если условия трудового договора будут изменены и работник станет работать на условиях совместительства, сведения о работе по совместительству могут быть внесены в трудовую книжку прежним работодателем. Для этого работодателю необходимо выдать работнику документ, подтверждающий факт его работы по совместительству (ч. 5 ст. 66 ТК РФ, п. 20 Правил).
Если работник откажется от совместительства и продолжит трудовую деятельность на прежних условиях, то трудовой договор не может быть признан незаключенным или недействительным. По общему правилу трудовой договор вступает в силу с момента его подписания работником и работодателем либо со дня фактического допуска работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя (ч. 1 ст. 61 ТК РФ).