Вопрос № 106559 от 14.02.2019 01:15
Ефремова Ольга

Приобретение трудовых книжек

С ответом
  
Возможно в Организации составить локальный нормативный акт (ЛНА), в котором указано, что Организация за счет собственных средств обеспечивает своих работников трудовыми книжками и вкладышами в нее???

Ответ:
Да, возможно. Работодатель имеет право не взимать с работника плату за трудовую книжку, так как это улучшает положение работников по сравнению с нормами трудового законодательства. Это следует отразить в локальном акте работодателя.

Правовое обоснование:
Трудовое законодательство не содержит положений, которые возлагали бы на работодателя обязанность за счет собственных средств обеспечивать трудовыми книжками работников.
Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (далее - Правила), устанавливают, что размер платы за трудовую книжку определяется размером расходов, которые понес работодатель на их приобретение.
Пункт 47 Правил предусматривает взимание платы с работника при выдаче ему трудовой книжки или вкладыша в нее.
Вместе с тем работодатель имеет право не взимать с работника плату, этим улучшая положение работников по сравнению с нормами трудового законодательства. Это может быть определено локальным актом работодателя.
Согласно п. п. 2, 4 Порядка обеспечения работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку, утвержденного Приказом Минфина России от 22.12.2003 N 117н, изготовление бланков трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку осуществляется объединением «Гознак» Министерства финансов Российской Федерации. Бланки трудовой книжки и вкладыша в нее имеют соответствующую степень защиты. Обеспечение работодателей на платной основе бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку осуществляется на основании договора, заключенного с изготовителем или распространителем.
Иной способ приобретения указанных бланков может рассматриваться как административное правонарушение в сфере трудовых отношений.
Таким образом, работодатель для выполнения возложенной на него обязанности по ведению трудовых книжек и в целях избежания административной ответственности несет расходы на приобретение бланков трудовой книжки и вкладыша в установленном порядке.
Оплата бланков должна производиться на основании письменного заявления работника:
- путем удержания стоимости из заработной платы работника;
- путем внесения платы наличными в кассу работодателя. В данном случае оформляется приходный кассовый ордер с выдачей работнику квитанции к нему.
Работодатель не вправе взимать плату (п. п. 34, 48 Правил):
- при массовой утрате трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие чрезвычайные обстоятельства);
- в случаях неправильного первичного заполнения трудовой книжки или вкладыша в нее или их порчи не по вине работника.