Оксана леонидовна Роговская:

Работа иностранцев в РФ

Совершенно непонятно, какие действия нужны при приеме на работу иностранных рабочих
Сортировать:

Нужны действия в зависимости от категории (статуса) иностранного работника (например, получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение на въезд в Россию, оформить разрешения на работу иностранным гражданам и т.п.). В частности, отдельный порядок привлечения к трудовой деятельности предусмотрен для следующих категорий иностранных работников:
– временно пребывающих (которые прибыли в Россию в безвизовом порядке, в визовом порядке);
– высококвалифицированных специалистов;
– временно проживающих;
– постоянно проживающих.

В отношении отдельных категорий иностранных граждан (и некоторых категорий работодателей) не применяется действующий в России порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы. Например, гражданам Республики Беларусь и Республики Казахстан не нужно получать разрешение на работу для ведения трудовой деятельности в России, а работодателю не требуется получать в отношении этих граждан разрешение на привлечение иностранных работников (п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 от 22 июня 1996 г., ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (заключено 19 ноября 2010 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Россией), письмо Минздравсоцразвития России № 23-4/10/2-9953 от 10 октября 2011 г.)

Все вышесказанное распространяется и на иностранных работников, которые являются лицами без гражданства, так как они приравнены к иностранным гражданам (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г.).

Потому на Ваш вопрос однозначно ответить невозможно. Требуется уточнение: из какой страны прибыли работники, в каком статусе они находятся на территории России, имеют ли уже разрешения на работу, в каком регионе и т. п. От этого будут зависеть нюансы процедуры трудоустройства.

Осуществление иностранцами трудовой деятельности в России не противоречит законодательству РФ. Они так же, как и российские граждане, вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ч. 5 ст. 11 ТК РФ).
Правовое положение иностранных граждан в РФ определено Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Трудовая деятельность иностранных работников регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 115-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными специальными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
К иностранным гражданам, законно находящимся на территории РФ, относятся:
- иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, - лица, получившие вид на жительство;
- иностранные граждане, временно проживающие в РФ, - лица, получившие разрешение на временное проживание;
- иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, - лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются и на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ст. 11 ТК РФ).
Таким образом, прием на работу иностранных работников происходит на тех же условиях, что и прием на работу российских граждан. То есть основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, который составляется в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.
Согласно п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии соответствующего разрешения, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность, если у него есть разрешение на работу.
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта РФ (п. 3 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников - это документ, на основании которого работодатель вправе принимать на работу иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Правила получения разрешения установлены Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008 (далее - Административный регламент).
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдают ФМС России или ее территориальные органы при наличии заключения органа государственной службы занятости населения субъекта РФ о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 3 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Такое заключение работник ФМС России либо ее территориального органа запрашивает в службе занятости самостоятельно (п. 54 Административного регламента).
Оно выдается по результатам оценки информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, которую работодатель ежемесячно представляет в службу занятости в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1.
Согласно п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в РФ новый трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:
- иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено Законом N 115-ФЗ;
- обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
- представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ;
- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;
- содействовать выезду иностранного работника из РФ после истечения срока действия заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
- оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного Законом N 115-ФЗ порядка привлечения и использования иностранных работников;
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
Несоблюдение порядка трудоустройства иностранных работников грозит работодателю высокими штрафами (ст. 18.15 КоАП РФ).

При приеме на работу иностранный гражданин должен предъявить те же документы, что и российский. Перечень таких документов определен в ст. 65 ТК РФ. Это:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В отдельных случаях (с учетом специфики работы иностранца) Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. При этом требовать иные документы запрещается.
При приеме на работу трудовой договор с иностранным гражданином заключается в том же порядке, что и с работником - гражданином РФ.
Трудовой договор с иностранным работником заключается на русском языке и при необходимости может быть переведен на понятный ему язык (ст. 68 Конституции РФ, п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ, п. 2 ст. 22 Рекомендации N 86 Международной организации труда "О трудящихся-мигрантах" (пересмотренной в 1949 г., далее - Рекомендация МОТ)). Для соблюдения интересов обеих сторон целесообразно заключать трудовой договор на двух языках - русском и иностранном.
Трудовой договор с работником должен содержать все обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ.
Дополнительно работодатель может включить в трудовой договор сведения и условия, предусмотренные п. 3 ст. 22 Рекомендации МОТ, в частности:
- условия, на которых разрешается въезд в страну, где иностранец будет осуществлять трудовую деятельность, и пребывание на территории этого государства;
- срок действия договора, а также условия его возобновления и расторжения;
- порядок покрытия путевых расходов работника и членов его семьи;
- порядок покрытия расходов по возвращению в страну постоянного проживания в зависимости от случая;
- основания, разрешающие досрочное расторжение трудового договора
Одним из наиболее важных вопросов заключения трудового договора с иностранным гражданином является установление его срока. Согласно п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения. Это требование не распространяется на постоянно или временно проживающих в РФ иностранных граждан, а также на некоторые иные категории иностранцев, перечисленные в указанной норме.

Здравствуйте, я гражданин Республики Беларусь устраиваюсь на работу в Москве,имею временную регистрацию, отдел кадров просит миграционную карту? Как объяснить отделу кадров что миграционная карта не нужна для граждан Республики Беларусь.

ОЛЕГ, Здравствуйте. Для граждан Беларуси срок пребывания в РФ без постановки на миграционный учет по месту пребывания составляет 90 дней с даты въезда (ст. 3 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006). Таким образом, если Вы находитесь на территории РФ более 90 дней, то Вам необходимо встать на миграционный учет.