Александр Владимирович Сахаров:

Особенности труда осужденных.

Вопрос относится только к категории осужденных работающих по собственному желанию (ни каким образом не относится ни к исправительным, ни к обязательным, или еще каким-либо принудительным работам)
Сортировать:

Вопрос №1. О заключении трудового договора с осужденными.

Администрация исправительного учреждения всеми правдами и неправдами отказывается заключать трудовые договора с работающими осужденными.
При рассмотрении сотрудниками службы исполнения наказаний моих обращений о заключении со мной трудового договора и нарушениях трудового законодательства, мне сообщалось (ответ зам начальника ГУФСИН России по НСО подполковника внутренней службы В.М. Лелеко от 05.12.2016 №55/ТО/49-2823, копия прилагается), что:

- «нормы трудового законодательства на осужденных распространяются в ограниченном объёме», в тоже время в статье 11 ТК РФ посвященной сфере действия трудового права, сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников и на всех работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), также Трудовой кодекс закрепил запрещение дискриминации в сфере труда в статье 3 ТК РФ, запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Только деловые качества работника должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при оплате (других условиях) труда. Трудовой кодекс не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, влияющих на неравенство прав в сфере труда. Это означает, что любой мотив, а не только названный в ст. 3, является нарушением равных возможностей в сфере труда, если он не относится к деловым качествам работника.
Последнее, что хотелось бы отметить по данному пункту, так это полное отсутствие указаний в приговоре Калининского районного суда г. Новосибирска, на основании которого я отбывал наказание, о назначении каких-либо принудительных (исправительных) работ.

- «Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления и обязанность осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер, осужденные не относятся к лицам, работающим по трудовым договорам, то есть состоящим в трудовых отношениях с учреждениями УИС, в которых они работают в период отбывания наказания» то, что труд является обязанностью осужденного и частью исправительного процесса, вовсе не означает, что это освобождает администрацию исправительного учреждения от выполнения норм Трудового законодательства Российской Федерации, а именно заключения трудовых договоров с осужденными, работающими в учреждении, также совершенно непонятно каким законодательным актом установлено, что осужденные не относятся к лицам, работающим по трудовым договорам?
Статья 16 ТК РФ завершается указанием на то, что основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Данный юридический факт является основанием возникновения трудовых отношений, когда работник фактически приступил к работе без трудового договора, заключенного в письменной форме. При этом работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 дней со дня фактического допущения к работе. Я проработал 1,5 года на одном рабочем месте, куда более чем достаточно для заключения трудового договора.

«трудовой договор с Вами не заключался, Вы привлечены к труду в связи с отбыванием наказания, следовательно, правоотношения, возникшие между вами и учреждение УИС, не основаны на трудовом договоре и к возникшим правоотношениям, подлежат нормы УИК РФ. Таким образом, Вы не являетесь работником, а учреждение УИС не является для Вас работодателем, поскольку УИК РФ не предусматривает распространение на лиц, осужденных к лишению свободы норм трудового законодательства, регулирующих порядок заключения, расторжения трудового договора, перевода на другую работу» то, что договор со мной не заключался, так это прямое нарушение п.4 статьи 5.27. КоАП РФ, работал я добровольно, сам подал заявление с просьбой трудоустроить в качестве санитара в медицинскую часть, принудительных (исправительных) работ по приговору суда у меня нет.
Заявление о том, что учреждение УИС не является для меня работодателем, вообще не выдерживает никакой критики хотя бы потому, что согласно Сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-6) в период с 01.04.2015 по 30.09.2016 работодателем - Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №2» Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области с суммы 113.408руб. было начисленных страховых взносов на страховую пенсию 18.145,44руб.
На основании статьи 22 ТК РФ работодатель обязан: осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; которое включает и обязательное отчисление страховых взносов в ПФ РФ. Согласно статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (01 апреля 1996 г.):
Считаю, что этого вполне достаточно для обоснования того, что ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по НСО является для меня работодателем, равно как и я для него работником со всеми вытекающими отсюда правоотношениями, регулируемыми Трудовым кодексом Российской Федерации и все вышеперечисленные доводы сотрудников службы исполнения наказания являются ничем иначе, как уклонением от оформления трудового договора регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Вот как-то так получилось изложить сложившийся вопрос с моими измышлениями по этому поводу, основанными на весьма скромном познании Трудового законодательства Российской Федерации. Подскажите пожалуйста, чем руководствоваться в данной ситуации и как быть в данной ситуации.

Вопрос №2: Превышение размера удержаний из заработной платы осужденных, работающих в исправительных учреждениях.

Согласно п.1 ст.107 УИК РФ – Из заработной платы осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию.
Далее п.3 ст.107 УИК РФ установлен нижний предел зачислений на лицевой счет осужденного независимо от всех удержаний, он составляет не менее 25% от начисленной им заработной платы, пенсии или иных доходов, если возраст осужденного (мужчина) не превышает 60 лет.
Вместе с тем, нормы трудового права, куда, вне всякого сомнения, входят оплата труда и удержания из заработной платы работников, также регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, нормы которого являются обязательными для исполнения при возникновении трудовых отношений между работником и работодателем.
Это утверждение вытекает из ст.11 ТК РФ, согласно которой все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Равно как и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации также устанавливает ограничение размера удержаний из заработной платы. Из текста ст. 138 ТК РФ следует, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 50% (в случаях предусмотренных федеральными законами), при условии, что на работника не распространяются удержания при отбывании назначенных исправительных работ, взыскание алиментов, возмещение вреда и возмещение ущерба, размер удержаний в этом случае не может превышать 70%.
Именно на основании вышеуказанных норм и возникают разногласия между работником и работодателем при начислении заработной платы. Работник настаивает на сохранении не менее 50% заработной платы при зачислении денежных средств на лицевой счет, мотивируя свои требования положениями ст. 138 ТК РФ, а также положениями ст. 107 УИК РФ, при сопоставлении которых не возникает противоречий, если зачисления составляют не менее 50% от заработной платы.
Данная точка зрения находит свое подтверждение в ст. 11 ТК РФ, где сказано, что работодатели обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Прошу обратить внимание, что закон предписывает именно совместное использование трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Более того, ст. 5 ТК РФ устанавливает, что: - Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.
Работодатель же, в свою очередь, стремясь компенсировать затраты на оплату питания и коммунально-бытовых услуг, руководствуется только ст.107 УИК РФ и полностью игнорирует положения Трудового кодекса Российской Федерации. Причем, положение ст.107 УИК РФ о том, что на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, работодатель трактует исключительно в свою пользу и в подавляющем большинстве случаев зачисляет не более 25% от заработной платы осужденного. И то, что его действия полностью противоречат ст.138 ТК РФ работодателя, по всей видимости, нисколько не смущает.
Все доводы работодателя, при обращении работников с просьбой увеличить зачисления до 50% сводятся к следующему: на работающих осужденных, в первую очередь, распространяется Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и если там указано, что не менее 25%, вот именно этого гарантированного минимума работодатель и будет придерживаться.
При этом оставляя без внимания положения ст. 105 УИК РФ, где ясно сказано, что осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Также, совершенно упуская из вида, что речь в ст.107 УИК РФ идет сразу о нескольких видах начислений: заработной плате, пенсии и иных доходах. Следовательно, ограничение «не менее 25%» является объединяющим и удовлетворяющим требования сразу к трем категориям поступлений денежных средств, а не конкретно к заработной плате осужденного.
Ограничение в 25% вполне может быть применено при удержании денежных средств из иных доходов осужденного, не вызывая при этом никаких противоречий другим нормативно-правовым актам регулирующим нормы трудового права. И в тоже время это требование будет удовлетворяться при зачислении 50% от заработной платы, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Подводя итог всему вышесказанному, прошу Вас дать разъяснение по данному вопросу и указать какой минимальный размер заработной платы должен быть сохранен за работающим осужденным.

В прикрепленном файле расчетные листки

Прикреплённые файлы:

Вопрос №3 . Какова продолжительность отпуска у работающих осужденных?

Согласно п.4 ст. 104 УИК РФ - Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях.
В тоже время, согласно ст.115 ТК РФ - Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Что также подтверждается ст.5 ТК РФ - Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.
Откуда и возникает вопрос о продолжительности отпуска у работающих осужденных (здесь не идет речь ни об исправительных, ни о принудительных работах, только о работающих по собственному желанию)

Прикреплённые файлы:

Вопрос №4: О минимальной заработной плате.

Согласно положениям ст.135 и ст.144 ТК РФ Правительством Российской Федерации могут устанавливаться базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Причем заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленной Правительством Российской Федерации базового оклада.
В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Новосибирской области, заключенным правительством Новосибирской области, Новосибирской областной общественной организацией «Союз руководителей предприятий и работодателей» и Федерацией, минимальная заработная плата на территории Новосибирской области по состоянию на ноябрь 2016 года для работников организаций бюджетной сферы установлена в размере 9.030 руб. и 9.390 руб. для внебюджетной.
Откуда и вытекает вопрос о минимальной заработной плате: 7.500 руб. или 9.030 руб. ????