Ольга Юрьевна Тюрина:

обучение приемам оказания первой медицинской помощи

Как правильно организовать обучение приемам оказания первой помощи внутри предприятия собственными силами? Каких сотрудников обязательно необходимо обучать в учебном центре?
Сортировать:

Добрый день, коллеги! Так странно видеть пустую тему, неужели всем все понятно? Лично я потратила уйму времени, "замучила" ГИТ и Ростехнадзор и до сих пор есть ряд не решенных вопросов. К примеру, сколько времени необходимо обучать инструкторов с правом преподавания первой помощи на производстве, сколько времени должно отводиться для этого раздела охраны труда, которой, впрочем, и сам не регламентирован. Будет ли достаточно 8 часов, а может 28? Должна ли быть лицензирована организация обучающая того самого инструктора?

Марина Спевакина, я в свое время нашел вот такой ответ одной из ГИТ и сейчас руководствуюсь этим ответом про обучение ПМП :
Здравствуйте, нам необходимо провести обучение по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим для работников рабочих профессий - п.2.2.4 "Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций". Пытаюсь разобраться с этим вопросом, но четкого ответа найти не могу. Каким образом в организации должно проводится обучение оказанию мед помощи? Кем? Как это должно быть оформлено?
Скрыть ответ
Ответ:19.05.2014 10:11
Уважаемый Мария,
Ответ:
1. Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится в соответствии Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н, которым утвержден перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи. 2. Кем: у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. 3. Как это должно оформляться: Рекомендуем разработать инструкцию по оказанию первой помощи, включить ее в программу первичного инструктажа и программу обучения по охране труда. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Правовое обоснование:
В соответствии со ст.31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в томчисле сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н содержит перечень мероприятий по оказанию первой медицинской помощи:
1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:
1) определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья;
2) определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего;
3) устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;
4) прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;
5) оценка количества пострадавших;
6) извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;
7) перемещение пострадавшего.
2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.
3. Определение наличия сознания у пострадавшего.
4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего:
1) запрокидывание головы с подъемом подбородка;
2) выдвижение нижней челюсти;
3) определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
4) определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.
5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:
1) давление руками на грудину пострадавшего;
2) искусственное дыхание "Рот ко рту";
3) искусственное дыхание "Рот к носу";
4) искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания.
6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:
1) придание устойчивого бокового положения;
2) запрокидывание головы с подъемом подбородка;
3) выдвижение нижней челюсти.
7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:
1) обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;
2) пальцевое прижатие артерии;
3) наложение жгута;
4) максимальное сгибание конечности в суставе;
5) прямое давление на рану;
6) наложение давящей повязки.
8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:
1) проведение осмотра головы;
2) проведение осмотра шеи;
3) проведение осмотра груди;
4) проведение осмотра спины;
5) проведение осмотра живота и таза;
6) проведение осмотра конечностей;
7) наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки;
8) проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием изделий медицинского назначения );
9) фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием изделий медицинского назначения);
10) прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой);
11) местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
12) термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.
9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.
10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.
11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.
Приказом Росжелдора от 09.10.2012 N 403 "Об утверждении Программы подготовки работников федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" к действиям в условиях, связанных с применением служебного огнестрельного и боевого оружия, специальных средств и физической силы" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2013 N 26966) утверждена Примерная программа учебной дисциплины "Первая помощь", которую можно взять за основу при разработке программы работодателем.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
В соответствии с п. 2.2.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников, утвержденным постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 (далее – Порядка) Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
Согласно ст. 217 ТК РФ В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно п. 2.2.3. Порядка Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Александр Мацук, спасибо за информацию! С этими вопросами я тоже разбиралась не один день. Законодательно не определены ни часы обучения инструкторов, ни работников на предприятии. Соответственно, при проверке ГИТ может указать на недостаточное качество обучения или что нибудь в этом роде. Сам Порядок №1/29, как и ГОСТ- 90 давно уже устарели, при этом многие типовые инструкции по охране труда до сих пор содержат указания по применению лекарственных средства при оказании ПМП. Порядок №1/29 вещает о ежегодном обучении работников, т.е. не зависимо руководитель, специалист или рабочий - все должны пройти подготовку по оказанию ПМП 1 раз в год. Новый Проект порядка обучения разработан в 2012 году, но так и завис, отраслевых норм в области охраны труда то же единицы. Так что как не крути - всегда виноват работодатель и да же в том, что "нормотворят" или вообще "не творят", уполномоченные на это федеральные ведомства и агенства.

Александр Мацук, обо всем и не о чем ответ Марии. Как же далеки эти бюрократы от жизни.