Ольга Юрьевна Тюрина:

обучение приемам оказания первой медицинской помощи

Как правильно организовать обучение приемам оказания первой помощи внутри предприятия собственными силами? Каких сотрудников обязательно необходимо обучать в учебном центре?
Сортировать:

Добрый день, коллеги! Так странно видеть пустую тему, неужели всем все понятно? Лично я потратила уйму времени, "замучила" ГИТ и Ростехнадзор и до сих пор есть ряд не решенных вопросов. К примеру, сколько времени необходимо обучать инструкторов с правом преподавания первой помощи на производстве, сколько времени должно отводиться для этого раздела охраны труда, которой, впрочем, и сам не регламентирован. Будет ли достаточно 8 часов, а может 28? Должна ли быть лицензирована организация обучающая того самого инструктора?

Марина Спевакина, я в свое время нашел вот такой ответ одной из ГИТ и сейчас руководствуюсь этим ответом про обучение ПМП :
Здравствуйте, нам необходимо провести обучение по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим для работников рабочих профессий - п.2.2.4 "Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций". Пытаюсь разобраться с этим вопросом, но четкого ответа найти не могу. Каким образом в организации должно проводится обучение оказанию мед помощи? Кем? Как это должно быть оформлено?
Скрыть ответ
Ответ:19.05.2014 10:11
Уважаемый Мария,
Ответ:
1. Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится в соответствии Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н, которым утвержден перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи. 2. Кем: у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. 3. Как это должно оформляться: Рекомендуем разработать инструкцию по оказанию первой помощи, включить ее в программу первичного инструктажа и программу обучения по охране труда. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Правовое обоснование:
В соответствии со ст.31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в томчисле сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н содержит перечень мероприятий по оказанию первой медицинской помощи:
1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:
1) определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья;
2) определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего;
3) устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;
4) прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;
5) оценка количества пострадавших;
6) извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;
7) перемещение пострадавшего.
2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.
3. Определение наличия сознания у пострадавшего.
4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего:
1) запрокидывание головы с подъемом подбородка;
2) выдвижение нижней челюсти;
3) определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
4) определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.
5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:
1) давление руками на грудину пострадавшего;
2) искусственное дыхание "Рот ко рту";
3) искусственное дыхание "Рот к носу";
4) искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания.
6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:
1) придание устойчивого бокового положения;
2) запрокидывание головы с подъемом подбородка;
3) выдвижение нижней челюсти.
7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:
1) обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;
2) пальцевое прижатие артерии;
3) наложение жгута;
4) максимальное сгибание конечности в суставе;
5) прямое давление на рану;
6) наложение давящей повязки.
8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:
1) проведение осмотра головы;
2) проведение осмотра шеи;
3) проведение осмотра груди;
4) проведение осмотра спины;
5) проведение осмотра живота и таза;
6) проведение осмотра конечностей;
7) наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки;
8) проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием изделий медицинского назначения );
9) фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием изделий медицинского назначения);
10) прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой);
11) местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
12) термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.
9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.
10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.
11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.
Приказом Росжелдора от 09.10.2012 N 403 "Об утверждении Программы подготовки работников федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" к действиям в условиях, связанных с применением служебного огнестрельного и боевого оружия, специальных средств и физической силы" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2013 N 26966) утверждена Примерная программа учебной дисциплины "Первая помощь", которую можно взять за основу при разработке программы работодателем.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
В соответствии с п. 2.2.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников, утвержденным постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 (далее – Порядка) Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
Согласно ст. 217 ТК РФ В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно п. 2.2.3. Порядка Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Александр Мацук, спасибо за информацию! С этими вопросами я тоже разбиралась не один день. Законодательно не определены ни часы обучения инструкторов, ни работников на предприятии. Соответственно, при проверке ГИТ может указать на недостаточное качество обучения или что нибудь в этом роде. Сам Порядок №1/29, как и ГОСТ- 90 давно уже устарели, при этом многие типовые инструкции по охране труда до сих пор содержат указания по применению лекарственных средства при оказании ПМП. Порядок №1/29 вещает о ежегодном обучении работников, т.е. не зависимо руководитель, специалист или рабочий - все должны пройти подготовку по оказанию ПМП 1 раз в год. Новый Проект порядка обучения разработан в 2012 году, но так и завис, отраслевых норм в области охраны труда то же единицы. Так что как не крути - всегда виноват работодатель и да же в том, что "нормотворят" или вообще "не творят", уполномоченные на это федеральные ведомства и агенства.

Александр Мацук, обо всем и не о чем ответ Марии. Как же далеки эти бюрократы от жизни.

С одной стороны обучение ПП должен проводить спец по ОТ в рамках вводного, первичного и повторного инструктажа. Так? а с другой - "Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим". И уже для этого требуется обученный сертифицированный инструктор! Как разобраться? За что оштрафует ГИТ? А если это работники культуры? Офисные? И т.д. - им тоже раз в год положено обучаться у инструктора?

В соответствии с упомянутым ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Про обязанности оказать доврачебную помощь любым работником ни слова. Кроме того, оказывая помощь вы рискуете оказаться под следствием за неосторожное причинение вреда пострадавшему.
В реалии обучение оказанию первой помощи, установленная "Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" является полной фикцией и сбором денежных средств как ГИТ, так и обучающими центрами, которые все чаще обучают дистанционно.
Вопрос требует детальной проработки, считаю более эффективным иметь в организации несколько назначенных приказом обученных, имеющих практические навыки и правовую защищенность человек, которые смогут оказать помощь пострадавшему.