Владимир Гребенников:

Внимательно читаем Закон о специальной оценке условий труда

Скоро заработает в полную силу новый закон о спецоценке условий труда. Предлагаю внимательно прочитать и обсудить неясные моменты. Например, навскидку, в статье 10 указано, что при осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в числе прочих должны учитываться
:
3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

А в приложении 1 к Приказу Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. (пункт 5 части 2 Методики ) данные обстоятельства из статьи 10 не прописаны
Смотрим статью 11 Закона, где указано, что декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В подготовленной и находящейся на регистрации в минюсте форме декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда предусмотрена строка с данными о дате подачи декларации, а не о дате утверждения отчета. Ведь очевидно, что это не одно и тоже.
В этой же статье, цитирую пункты 5 и 6:
«5. В случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошёл несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
6. Решение о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем в срок не позднее чем в течение десяти календарных дней со дня наступления указанных в части 5 настоящей статьи обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.»

В тоже время законодательством установлены сроки для работодателя на сообщение о н/с случае в инспекцию, организацию расследования (издание приказа) и само расследование (15 дней по тяжелым сл.) Без этого установить причины произошедшего н/с невозможно и соответственно принять решение в сроки, предусмотренные данной статьей.

Та же статья, пункт 7:
«7. По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.»
Т.е. продление срока действия декларации поставлено в зависимость только от одного условия есть - или нет н/с. А если несчастного случая не было но условия труда поменялись (конечно, за исключением обстоятельств, когда должна проводится внеплановая спецоценка условий труда, статья 17 данного Закона)?
Не проще ли написать, что декларация действует бессрочно, при условии отсутствия на данных рабочих местах несчастных случаев. Зачем делить этот срок на 5-летние отрезки?

Согласно статье 18 закона, результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – информационная система учета).
Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
и далее:
В случае невыполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда, обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, работодатель вправе передавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в электронной форме, имеющиеся у него сведения в отношении объектов учета, указанных в части 2 настоящей статьи.

В связи с этим возникает несколько вопросов
1. Как работодатель узнает, передала или нет результаты СОУТ организация в какую то информационную систему или нет? И должен ли он вообще это отслеживать?
2. Любое обращение работодателя в инспекцию труда с результатами проведения специальной оценки условий труда можно расценивать как факт неисполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда своих обязанностей и возбуждать в отношении нее административное дело.
3. Формулировка «имеющиеся у него сведения в отношении объектов учета, указанных в части 2 настоящей статьи» подразумевает, что у работодателя могут и не быть все сведения о СУОТ, а значит сведения в информационной системе будут не полные.
4. Зачем эти сведения работодатель должен подать в инспекцию? Чтобы инспекция вручную внесла данные за организацию, проводящую специальную оценку условий труда данные в информационную систему!?
5.
Конечно, действие этой статьи отложено до 2016 года, но все таки хотелось бы внести ясность.

и далее:
Данные направляемые в информационную систему в отношении рабочих мест должны содержать в частности «страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте» Это зачем? Работник уволился с этого рабочего места а его СНИЛС остался в базе? Или базу нужно будет постоянно обновлять? Кто это будет делать?

Вопросы, вопросы, вопросы……
Сортировать:

Во многом с Вами согласна. Это лишь часть нестыковок и непонятных моментов, которые нам придется разрешать в процессе практического применения Закона о специальной оценке условий труда. Например, сроки даже в отношении того же декларирования указаны по отдельным основаниям в календарных днях, по другим - в рабочих днях. Да и сами сроки различны. Согласно п. 6 Порядка подачи декларации в случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Роструд в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации. А согласно п. 6 ст. 11 Закона о специальной оценке условий труда при несчастном случае либо профзаболевании решение о прекращении действия декларации принимается в течение десяти календарных дней со дня наступления обстоятельств. При наличии оснований для отказа в принятии декларации ГИТ в течение десяти рабочих дней обеспечивает ее возвращение... Голова кругом идет, чтобы запомнить такие сроки. ЗАЧЕМ НУЖНА ТАКАЯ ПУТАНИЦА в СРОКАХ?????

Добавлю к вышесказанному - Сведения о декларации вносятся в реестр в течение пятнадцати рабочих дней.. ЕЩЕ ОДИН СРОК!!!!!

И уж совершенно непонятно, каким образом работодатель будет извещаться о том, что действие декларации прекращено???? Ведь ему то эти сведения нужны в первую очередь. Предусмотрено лишь размещение сведений об этом в реестре, который размещается на сайте... Думаете, что работодатель только и занимается тем, что просматривает различные сайты?

Коснусь и момента, связанного с получением ГИТами сведений о происшедших несчастных случаях либо о фактах профессиональных заболеваний на задекларированных рабочих местах... Одно дело, когда произойдет групповой, со смертельным исходом либо тяжелый несчастный случай. А если это так называемый "легкий" несчастный случай? Когда еще придет в ГИТ Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве.. времени может пройти очень много.. "по окончанию временной нетрудоспособности"... Да и, к сожалению, не все работодатели направляют в ГИТы такие Сообщения....А решение о прекращении действия декларации надо принимать в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельств....

Не все понятно и с внеплановой СОУТ... Одним из оснований для проведения её является произошедший на рабочем месте несчастный случай либо выявлено профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов... Привожу пример: работник, следуя по территории предприятия, поскользнулся на скользкой поверхности и упал, травмировавшись при этом. Причина - неудовлетворительное содержание территории по вине работодателя... Однако, какой смысл проводить внеплановую СОУТ в этом случае... Опасный производственный фактор то не относится к его рабочему месту.... Было бы правильнее прописать в законе : "Основанием для внеплановой СОУТ является произошедший на рабочем месте несчастный случай либо выявлено профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов, ПРИСУЩИХ конкретному рабочему месту".....

Карта специальной оценки условий труда согласно Методики проведения специальной оценки условий труда ( утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н, зарегистрирован в Минюсте 21 марта 2014, № 31689) в строке 021 предусматривает информацию о СНИЛСе работников. Наверное, было бы более правильным разместить пункт с данной информацией в самом конце формы карты СОУТ. При большом количестве работников, занятых на данном рабочем месте, при текучке кадров, просто может возникнуть ситуация, когда некуда будет вписывать СНИЛС.

Как работодатель узнает, передала или нет результаты СОУТ организация в какую - то информационную систему или нет? И должен ли он вообще это отслеживать?

Результаты специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче сведений о результатах специальной оценки условий труда возлагается на аккредитованную организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
Аккредитованная организация в течение десяти дней после утверждения отчета комиссии передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, сведения о результатах специальной оценки условий труда, включая сведения, являющиеся объектами учета информационной системы учета.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона № 426 – ФЗ от 28.12.2013 года:
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией (организациями), имеющей аккредитацию на право проведения специальной оценки условий труда, привлекаемой работодателем для проведения специальной оценки условий труда на основании договора гражданско-правового характера.
По мнению Государственной инспекции труда, работодатель может включить в договор на проведение специальной оценки условий труда аккредитованной организацией условие о предоставлении сведений, подтверждающих направление результатов специальной оценки условий труда в информационную систему учета.
Полагаем, что работодатель обязан отслеживать факт передачи организацией результатов СОУТ в информационную систему учета.
Так, сведения, содержащиеся в информационной системе учета, используются в целях, указанных в статье 7 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12 2013 года, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, подведомственной ему федеральной службой и координируемыми им государственными внебюджетными фондами.

Можно ли расценивать как факт неисполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда, своих обязанностей и возбуждать в отношении нее административное дело, обращение работодателя в инспекцию труда о несогласии с результатами проведения специальной оценки условий труда

В соответствии с ч.1 ст. 25 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12 2013 года Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и его территориальными органами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.
Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

Формулировка «имеющиеся у него сведения в отношении объектов учета, указанных в части 4 статьи 18» подразумевает, что у работодателя могут и не быть все сведения о СУОТ, а значит сведения в информационной системе будут не полные.

В случае невыполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда, обязанностей по передаче сведений о результатах специальной оценки условий труда, работодатель вправе передавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в электронной форме, имеющиеся у него сведения в отношении объектов учета, указанных в части 2 статьи 18 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12 2013 года.
В случае, указанном в части 4 статьи 18 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12 2013 года, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, сведения в отношении объектов учета, указанных в части 2 статьи 18 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12 2013 года.
Кроме того, Государственная инспекция труда осуществляет мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и вправе:
выдавать предписания об устранении нарушений требований Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12 2013 года, а также о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в срок, установленный с учетом характера нарушения;
направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия аккредитации организации аккредитованной на проведение специальной оценки условий труда, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата эксперта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
привлекать работодателя, аккредитованную организацию, эксперта к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Данные, направляемые в информационную систему в отношении рабочих мест, должны содержать, в частности, «страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте». Это зачем? И нужно ли работодателю обновлять базу?.

“Специальная часть индивидуального лицевого счета – составная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в которой отдельно учитываются сведения о поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, доходе от их инвестирования, а также сведения о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и доходе от их инвестирования, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и доходе от их инвестирования, взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”.
В статье 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ установлена обязанность работодателя уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, «занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах», «занятых на работах с тяжелыми ус¬ловиями труда», и других категорий лиц, указанных в ст. 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В этой же статье установлено право работодателя на освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам «по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом».
С учетом изложенного полагаем, что в информационной системе учета сведения, предусмотренные статьёй 18 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12 2013 года, в том числе страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте, должны оставаться, так как сведения, содержащиеся в информационной системе учета, используются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, подведомственной ему федеральной службой и координируемыми им государственными внебюджетными фондами, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и страховщиками в целях: …….
установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями.

Гострудинспекция в Приморском крае, Что то "много букв", а смысла мало. Почему работодатель обязан отслеживать, если .... "Так, сведения, содержащиеся в информационной системе учета, используются в целях, указанных в статье 7 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12 2013 года, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, подведомственной ему федеральной службой и координируемыми им государственными внебюджетными фондами." То есть сведения нужны федеральному органу, а отслеживать должен работодатель. Круто!
По номеру СНИЛС - речь идет о том что информация в базе данных со временем теряет актуальность.

Уважаемые коллеги! Выскажите свое мнение по следующему вопросу. В ГИТ поступила жалоба работников о несогласии с результатами АРМ проведнной на их рабочих местах до 01.01.2014г. Как мы знаем экспертизу качества проведения АРМ сейчас никто не проведет. Обязать работодателя провести внеплановую СОУТ ГИТ тоже не может. Как помочь работникам, как определить качество проведения АРМ.

Добрый день коллеги! Предлагаю обсудить следующий момент. Что делать, если работник, СНИЛС которого внесли в карту спецоценки , уволился, а на его место принят другой работник. Зачеркнуть и вписать новый СНИЛС или оформить новую карту спецоценки?

По моему мнению, впиасть новый. Зачеркивать СНИЛС уволившегося нельзя, новую карту тоже не оформишь.

Далее