Требование трудового законодательства:

Работодатель обязан предоставлять работникам:

- в установленных случаях специальные перерывы в работе, обусловленные технологией и организацией производства и труда;

-  перерывы для отдыха и питания установленной продолжительности в течение рабочего дня (смены), а при невозможности этого по условиям производства (работы) – обеспечить возможность отдыха и приема пищи в рабочее время 

Норма трудового права:


Пункт 5 статьи 37 Конституции РФ:

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

 

Статья 108 ТК РФ:

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

 

Часть 1 статьи 109 ТК РФ:

На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

 

Пункты 2 и 7 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений" (утв. Приказом Минфина РФ от 02.04.2003 N 29н):

2. Настоящее положение распространяется на работников, заключивших трудовые договоры с организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющими добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений (далее - организации).

При этом работники организаций выполняют геолого-разведочные работы, строительно-монтажные работы на объектах по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, работы во вспомогательных производствах, погрузочно-разгрузочные и транспортные работы по доставке грузов, работы по прокладке и содержанию временных автомобильных дорог, зимников, горно-подготовительные работы, вскрышные работы, работы по промывке песков, работы по добыче и переработке руды, а также осуществляют санитарно-бытовое, лечебно-профилактическое и иное обслуживание работников основного и вспомогательного производств.

7. Всем работникам организаций, указанным в пункте 2настоящего положения, предоставляется перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня, ежедневный (междусменный) отдых, еженедельный отдых согласно графику не менее одного дня в течение календарной недели и ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с действующим законодательством.

 

Пункты 7, 13 и 17 «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» (утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424):

7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении - 3 часа;

- для остальных водителей - 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.

17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

 

Пункт 13 «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса» (утв. Приказом Минтранса России от 02.10.2020 N 404):

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установлении графиком работы или графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителям могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления и конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.

В случаях, когда по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

В случаях, когда по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

 

Пункт 15 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации" (утв. Приказом Минтранса России от 07.07.2011 N 181):

15. В течение рабочего дня (смены) работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочего дня (смены), который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

В тех случаях, когда по условиям работы работнику предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работникам возможность отдыха и приема пищи в течение рабочего времени. Перечень работ и мест для отдыха и приема пищи в течение рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

 

Пункт 15 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах" (утв. Приказом Минтранса России от 27.06.2013 N 223):

15. В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв (перерывы) для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

В случаях, когда по условиям работы работнику предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в течение рабочего времени.

Места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

 

Пункт 15 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации", имеющих особый характер работы" (утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2013 N 183):

15. В течение рабочего дня (смены) работнику предоставляется перерыв (перерывы) для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены, который в рабочее время не включается.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (статья 108 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если работодатель с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации предоставляет работнику перерыв для сна не более двух часов в специально оборудованном помещении, то время указанного перерыва в рабочее время не включается.

 

Пункты 14 и 18 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы" (утв. Приказом Минтранса России от 14.03.2012 N 61):

14. Продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов для отдыха между лоцманскими проводками устанавливаются исходя из длительности осуществляемых лоцманских проводок и других особенностей работы лоцманов правилами внутреннего трудового распорядка с учетом мнения представителей лоцманов.

18. В течение рабочего дня (смены) лоцману должен быть предоставлен перерыв (перерывы) для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между лоцманом и работодателем.

В случаях, когда по условиям работы лоцману предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить лоцману возможность отдыха и приема пищи в течение рабочего времени.

Места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

 

Пункт 49 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членовэкипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации" (утв. Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 N 139):

49. Члену летного экипажа предоставляются кратковременные перерывы следующей продолжительности:

а) не менее 15 минут - через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнения 10 посадок;

б) не менее 1,5 часа - после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, при этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом для отдыха и приема пищи.

 

Пункты 18 и 19 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", имеющих особый характер работы" (утв. Приказом Минтранса РФ от 09.12.2011 N 308):

18. В течение рабочего дня (смены) работнику предоставляется перерыв (перерывы) для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка ФГП ВО ЖДТ России.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (статья 108 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если работодатель с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организацией в порядке, определенном правилами внутреннего трудового распорядка ФГП ВО ЖДТ России, предоставляет работнику дополнительный перерыв для сна не более двух часов в специально оборудованном помещении, то время указанного отдыха не включается в рабочее время.

19. На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов для обогревания и отдыха, а также специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда, которые включаются в рабочее время. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка ФГП ВО ЖДТ России.

 

 

Пункты 34, 35 и 44 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (утв. приказом Минтранса России от 11.10.2021 N 339):

34. При выезде восстановительного поезда на ликвидацию последствий производственной аварии или стихийного бедствия порядок организации режима рабочего времени и времени отдыха работников восстановительного поезда и привлеченных работников, в том числе предоставление и учет времени перерывов для отдыха и питания в вагонах восстановительного поезда, определяются локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

35. При выезде восстановительного поезда для производства работ по устранению последствий производственных аварий или стихийных бедствий в течение длительного периода (после открытия движения поездов) работникам восстановительных поездов и привлеченным работникам должны предоставляться перерывы для отдыха и питания в вагонах восстановительного поезда. Указанные перерывы в рабочее время не включаются.

44. При обслуживании пригородных поездов с продолжительностью работы работников локомотивных бригад до конечного пункта следования до 4 часов предоставляется междусменный отдых в месте постоянной работы в соответствии с графиком сменности продолжительностью, определенной в порядке, предусмотренном пунктом 43 Особенностей.

При многократном обороте пригородного поезда в течение смены работникам локомотивных бригад может предоставляться перерыв для отдыха и питания в пункте оборота или на конечной железнодорожной станции следования поезда, а также в месте постоянной работы (рассматриваемом как пункт оборота). Перерыв для отдыха и питания может составлять менее половины времени предшествующей работы, но не менее 1 часа. Время нахождения работников локомотивных бригад в пункте оборота (подмены) локомотивных бригад или в месте постоянной работы локомотивных бригад до 1 часа включается в рабочее время.

Пункты 12 и 22 «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена» (утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 423): 

12. Работникам локомотивных бригад, работающих на линии, предоставляются специальные перерывы для отдыха (подпункт «и» пункта 9 Особенностей).

При продолжительности работы (смены) более 7 часов суммарная продолжительность специальных перерывов для отдыха должна быть не менее 25 минут. Количество специальных перерывов для отдыха, их продолжительность и место предоставления устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Время, оставшееся после осмотра подвижного состава в пунктах технического обслуживания подвижного состава на линии или в электродепо, учитывается как специальный перерыв, а при продолжительности его более 30 минут может вводиться как перерыв для отдыха и питания в соответствии с пунктом 23 Особенностей.

23. Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены) предоставляется работникам в соответствии с требованиями статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации. Работникам локомотивных бригад перерыв для отдыха и питания предоставляется через 3 - 4 часа 30 минут после начала работы (смены) продолжительностью не менее 30 минут.

 

Пункт 39 «Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации» (утв. Приказом Минсельхоза России от 27.07.2020 N 421):

39. Труд членов экипажа судна организуется капитаном судна в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы.

 

Пункт 1.5 «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (утв. Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536):

1.5. Правилами внутреннего трудового распорядка организации в течение рабочего дня (смены) для педагогических работников и иных работников предусматривается перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

В случаях, когда педагогические работники и иные работники выполняют свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Педагогическим работникам и иным работникам в таких случаях обеспечивается возможность приема пищи в течение рабочего времени одновременно вместе с обучающимися или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

 

Пункты 9, 10 и 11 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации" (утв. Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 N 10):

9. В соответствии со статьей 108 Трудового кодекса в течение рабочего дня (смены) диспетчеру УВД должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

При работе в ночную смену диспетчеру УВД должен быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью один час с правом сна в специально оборудованном помещении.

Указанные перерывы в рабочее время не включаются. Время предоставления перерывов и их конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

10. В тех случаях, когда по условиям работы предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить диспетчеру УВД возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ и места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

11. Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

 

Пункт 17 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников оперативно-производственных организаций Росгидромета, их структурных подразделений, имеющих особый характер работы" (утв. Приказом Росгидромета от 30.12.2003 N 272):

17. В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка ОПО или по соглашению между работником и работодателем.

В подразделениях, где по условиям работы предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, начальник подразделения обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также место для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка ОПО.

 

Пункт 17 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта" (утв. Приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133):

17. В тех случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

 

Пункт 19 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации" (утв. Приказом Министра обороны РФ от 16.05.2003 N 170):

19. В тех случаях, когда по условиям работы члену экипажа судна перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время приема пищи включается в рабочее время, если член экипажа на этот период не освобождался от выполнения возложенных на него обязанностей.

 

Пункты «б» и «г» Постановления Минтруда РФ от 03.06.1997 N 27 "О режиме труда и отдыха членов экипажей морских судов портового флота":

Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

Согласиться с предложением Министерства транспорта Российской Федерации и ЦК профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации о разрешении администрации Санкт - Петербургского и Архангельского морских портов устанавливать, в порядке исключения, по согласованию с выборным профсоюзным органом для членов экипажей морских судов портового флота ежедневную продолжительность рабочего времени (вахты, смены) до 24 часов при соблюдении следующих условий:

б) судно обеспечено условиями для питания и отдыха работников, соответствующими санитарным правилам для морских судов;

г) в течение вахты работникам предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением).

 

Пункт 20 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания» (утв. Приказом Минтранса России от 20.09.2016 N 268):

20. В течение рабочего дня члену экипажа судна должен быть предоставлен перерыв (перерывы) для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

 

Абзацы 1 - 2 пункта 6 Положения о режиме труда работников виброопасных профессий (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 07.07.1972 N 408):

6. Суммарное время работы в контакте с ручными машинами, вызывающими вибрацию в пределах санитарных норм и ГОСТа 17770-72, не должно превышать 2/3 рабочей смены. При этом продолжительность одноразового непрерывного воздействия вибрации, включая микропаузы, входящие в данную операцию, не должна превышать для ручных машин 15 - 20 минут.

При таком режиме труда (если прочие факторы условий труда соответствуют санитарным нормам) устанавливаются обеденный перерыв не менее 40 минут и два регламентированных перерыва (для активного отдыха, проведения производственной гимнастики по специальному комплексу и лечебно-профилактических процедур): через 1 - 2 часа после начала смены продолжительностью в 20 минут и через 2 часа после обеденного перерыва - 30 минут.

 

Пункт 12 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров (утв. Приказом ФСБ РФ от 07.04.2007 N 161):

12. Члены экипажа пользуются правом на:

а) перерывы в течение рабочего дня (вахт, работ). Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем;

б) ежедневный (междусменный) отдых;

в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

г) нерабочие праздничные дни;

д) отпуска.