Вопрос № 104379 от 08.12.2018 21:22
Александр Романов

Уточнение ответа на вопрос «Вопросы применения приказа Минтруда России от 10.05.2016 N 225н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики отдельных должност

С ответом
  
Ответ на вопрос ранее опубликован по ссылке: https://онлайнинспекция.рф/questions/view/104083 Выдержка из ответа: «Так как в ЕКС название должности звучит: старший помощник начальника отдела (отделения) военного комиссариата (подготовки и призыва граждан на военную службу; планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов; муниципального), то, полагаем, что три должности старшего помощника военного комиссара относятся к данным квалификационным характеристикам.» Ответ требует уточнения, т.к. старший помощник НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛЕНИЯ (должность в отделении) и старший помощник ВОЕННОГО КОМИССАРА (не входит в отделение, вышестоящая) – разные должности согласно штатному расписанию и их должностные характеристики утверждены разными нормативными актами. В целях исключения неточностей, поясняю: военный комиссариат муниципальный возглавляет военный комиссар, ему непосредственно подчинены: начальники ОТДЕЛЕНИЙ призыва и мобилизации (специальность – управление персоналом), старший помощник ВОЕННОГО КОМИССАРА (СПВК, специалист по защите информации) и старший помощник военного комиссара по финансово-экономической работе» (СПВК по ФЭР, специалист по бухгалтерскому учету и аудиту). Начальникам ОТДЕЛЕНИЙ непосредственно подчинены: старший помощник НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛЕНИЯ (документационное обеспечение управления), старший помощник НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛЕНИЯ по АСУ (информатик), старший помощник НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛЕНИЯ по ППО (психолог). Квалификационные характеристики указаны в ЕКС (приказ Минтруда 225н - 2016) по должностям: начальников отделений в разделе 2; СПНО по АСУ, СПНО по ППО в разделе 3. Квалификационные характеристики по должности старшего помощника военного комиссара (СПВК) (специалист по защите информации) и старшего помощника военного комиссара по финансово-экономической работе (СПВК по ФЭР, специалист по бухгалтерскому учету и аудиту) предусмотрены иным нормативным актом - "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37). Вопрос: 1. Т.е. в ответе №104083 имеется ввиду три должности старшего помощника: СПНО (документационное обеспечение управления), СПНО по АСУ (информатик), СПНО по ППО (психолог), а не должности старшего помощника ВОЕННОГО КОМИССАРА (по направлениям)? 2. Т.е., например, возложение обязанностей СПНО (документационное обеспечение управления) на СПНО по АСУ (информатик) может осуществляться только с согласия и с последующим оформлением соглашения с установлением доплаты? 3. Таким образом, применение ЕКС при оформлении должностных инструкций должно предусматривать примерно следующее: для СПНО по АСУ - оказывает помощь в организации работы отделения, но только по ЛИНИИ АСУ, а для СПНО по ППО - оказывает помощь в организации работы отделения, но по ЛИНИИ ППО? 4. Также, не получен ответ по поводу отнесения характеристик ЕКС к должностям, которые в ЕКС не указаны и не входят в штат отдела (отделения) военного комиссариата (подготовки и призыва граждан на военную службу; планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов; муниципального), а именно: должности «старшего помощника военного комиссара» (СПВК) (специалист по защите информации) и «старшего помощника военного комиссара по финансово-экономической работе» (СПВК по ФЭР) (специалист по бухгалтерскому учету и аудиту), которые к данным отделам (отделениям) никакого отношения не имеют вообще. Это старшие помощники военного комиссара, а не начальника отдела (отделения). Это вышестоящие должности по отношению к СПНО, к СПНО по АСУ, СПНО по ППО. Квалификационные характеристики по ним предусмотрены иным нормативным актом Минтруда. 5. Поэтому, могут ли быть возложены обязанности по должности «старшего помощника военного комиссара» (СПВК) (специалист по защите информации) на «старшего помощник начальника отделения по автоматизированным системам управления» (СПНО по АСУ) (информатик) путем внесения обязанностей в должностные инструкции без согласий, соглашений и т.д.? 6. Возложение обязанностей по должности «старшего помощника военного комиссара» (СПВК) (специалист по защите информации) на «старшего помощник начальника отделения по автоматизированным системам управления» (СПНО по АСУ) (информатик) должно осуществляться только с согласия и путем заключения дополнительного соглашения? 7. Могут ли характеристики («должностные обязанности», «должен знать») по должностям, указанным в разделе II (руководители), быть вменены работникам, занимающим должности, указанные в разделе III (специалисты), путем простого внесения в должностные инструкции «специалистов»? 8. Также, не получен ответ на вопрос: В ЕКС указано, что «Раздел "Должностные обязанности" содержит основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, ЗАНИМАЮЩЕМУ ДАННУЮ ДОЛЖНОСТЬ, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию работников». Т.е., например, между несколькими СПНО можно разделить указанные обязанности, или без разницы – эти же обязанности можно вменить СПНО по АСУ или СПНО по ППО или еще кому-либо? Спасибо.

Ответ:
1.Да, три должности.
2. Да, совмещение может быть только с согласия и за плату, установленную дополнительным соглашением к трудовому договору.
3. Да, каждая должность должна иметь свою должностную инструкцию.
4. Данный вопрос находится в компетенции работодателя. Если данная должность ЕКС не предусмотрена, то должностные обязанности можно написать на основе похожей должности, имеющейся в ЕКС.
5.,7.Изменение должностных обязанностей может быть внесено только с согласия работника. В одностороннем порядке работодателю изменять трудовую функцию работника запрещено.
6.Да.
8. Данный вопрос относится к компетенции работодателя.


Правовое обоснование:
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).